
RUSRAND.RU: В
А еще 100 лет назад, в молодом Советском государстве все было совсем не так. Культура, культурный рост населения, обеспечение доступа всего народа огромной страны к сокровищам культуры был важен не менее ликвидации безграмотности. И фактор культуры был не менее значим, а также детерминировал и экономический подъем страны и невиданный духовный энтузиазм масс. Этот — культурный фронт и развития страны и ее обороны в Великой Отечественной — важнейшая предпосылка и недооценный в своем масштабе и значении фактор нашей Победы и расцвета СССР.
Как утверждает автор Ольга Германовна, за навязанными обществу дискуссиями о «цене победы» неоценёнными оказались феномены Великой Отечественной войны. Прежде всего — невиданная миром эвакуация с запада на восток 25 млн. человек с оборудованием предприятий и спасёнными от
Вот об этом и
Знакомим посетителей нашего портала с началом книги, которую можно приобрести здесь.
ОТ АВТОРА
Я посвящаю эту книгу светлой памяти моего деда — «крылатого партизана» Николая Ивановича Жукова, как называли его журналисты.
Книга — результат многолетних исследований в архивах и библиотеках. Мне довелось изучить множество газет и журналов военного времени, прочесть письма и воспоминания участников и очевидцев. А собирать следы и отголоски давних, уникальных для военного времени событий я начала под влиянием дедушки Жукова Николая Ивановича, лётчика и комэска
Дед совершил за войну более 250 полётов в тыл врага к сражающимся в окружении воинским частям, к партизанам Смоленщины и Белоруссии — с боеприпасами, взрывчаткой, медикаментами, почтой, обратно вывозя раненых, больных и детей. О чём рассказал знаменитый документальный фильм «Народные мстители», вышедший на экран в 1943 г.
В ту пору за сбитый партизанский безоружный
Командование оценило вклад капитана Н.Жукова в Победу, наградив орденами Ленина, Красного Знамени (оба — ещё на винтах, знатоки оценят!) и Отечественной войны
Это он вместо колыбельных пел мне военные песни, вместо сказок рассказывал фронтовые были. Смешил лётными байками, розыгрышами и
Но главное — дедушка брал меня с собой на встречи с однополчанами в День Победы и на «Партизанский костёр» в Измайловском парке. Их застолья проходили
Земной путь моего деда окончился 8 июня 1989 года, но не проходило и дня, чтобы я не вспомнила о нём.
…На фото из семейного архива — молодая семья Жуковых в г. Калинине (ныне — Тверь), где в 1943 г. находилась база
Это фото из семейного альбома для меня — одно из бесценных свидетельств военного времени. Его всестороннее изучение привело к тому, что стали появляться в моём личном архиве и другие фотографии, документы, открытки, письма тех лет.
В небольшой фотогалерее, размещённой на страницах этой книги, вы увидите лишь несколько снимков моей семьи и боевых друзей моего дедушки, остальные — люди мне неизвестные. Их фото, вслед за орденами и медалями, стали сегодня предметом
В большинстве своём это любительские фотографии. Они пожелтели от времени, выцвели или, наоборот, потемнели. Да и изначально были далеко не идеального качества. Но сегодня нам важно видеть именно их — неретушированных и неприукрашенных свидетелей героического подвига миллионов наших предков.
Вглядитесь в их лица! Это жизнерадостные, отважные, мужественные и прекрасные люди, знающие, что в следующую минуту они могут быть убиты или ранены осколками снаряда, снайперской пулей или — в бою, могут потерять родных и близких. Но в редкие минуты затишья они поют, танцуют, играют в самодеятельных спектаклях, декламируют стихи, слушают пластинки, радио, смотрят концерты артистов фронтовых бригад, пишут письма домой и много читают — книги, газеты, журналы… Такая у них насыщенная культурная жизнь! И на фронте, и в трудовом тылу… Такой культ культуры…
КУЛЬТ КУЛЬТУРЫ В ВОЮЮЩЕМ СССР
«Русский народ, который может так сильно бороться за свою идею, я говорю, — почти святой!»[РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 123.]
Очень жаль, что эти удивительные слова Чарли Чаплина о русском народе, сказанные 29 мая 1943 г. на митинге в г.
Потрясающее впечатление в удалённой от войн и смертей Америке вызвали советские документальные фильмы, показавшие железную решимость советского народа выдержать любые тяготы и лишения ради Победы:
И конечно долетали до заокеанских США радиопередачи из Москвы и даже из блокадного Ленинграда: краткие и
Да и аккредитованные в СССР иностранные журналисты из
Так, американский журналист Л.Сульцбергер восторженно писал в журнале «Лайф» о переброске за считанные недели с запада,
из-под носа наступающего врага, на восток тысяч промышленных предприятий с рабочими иинженерно-технической интеллигенцией, научных и учебных институтов икультурно-просветительных учреждений с их ценностями, заключая, что «этот существенный в гигантских масштабах перевод промышленности на восток — одна из величайших саг в истории». Для осуществления этой саги у страны нашлось 1,5 млн. вагонов, иначе — 30 тыс. составов. И эта «величайшая сага» позволила уже в 1942 г. воссоздать мощный потенциал для дальнейшей борьбы до Победы — научный,военно-промышленный и культурный! И погнать врага, устраивая теперь уже ему пережитые Красной Армией в первый период войны «котлы», «мешки» и «клещи».
Всем было понятно, что СССР тратит на военные расходы колоссальные средства плюс платит золотом за помощь союзников боевой техникой и
338 млн. руб. в среднем в сутки (!) тратила страна только на военные расходы. Помножьте на 1418 дней войны. А кто посчитает, сколько на культурные?
…Но эта гигантская «цена победы» была бы ещё выше, если бы не удивлявшая Запад с его установкой на индивидуализм, на личное благополучие, информация из СССР о поразительном явлении — бескорыстной помощи населения всех советских республик Красной Армии, в которой служили родные и близкие почти в каждой семье.
Сортировка посылок с новогодними подарками от тыла фронту, зима 1941 года (источник)
Мир узнавал из прессы и радио о массовых отправлениях продуктовых и промтоварных посылок с надписью: «Действующий фронт. Незнакомому бойцу». О неиссякаемой сдаче в Фонд обороны денежных средств и драгоценностей на производство боевой техники, начатой
Всю войну шёл централизованный и планомерный сбор для армии тёплых вещей. В тылу люди изготавливали своими руками — валенки, полушубки, свитера, носки, варежки для фронта…
Работницы Клинского хлебокомбината готовят подарки для отправки на фронт, Клин, 1942, Российский государственный архив кинофотодокументов.
Комсомолки г. Саратова упаковывают посылки с подарками. Ноябрь 1942 г. (источник)
Школьники собирают посылку для отправки на фронт, г. Сочи, 1942 г.
Активно участвовали в займах государству. И, наконец, мощное донорское движение охватило всю страну. Кровь сдавали даже в блокадном Ленинграде! Её консервированные запасы самолётами развозились по медсанбатам на передовой, по госпиталям.
Совинфомбюро сообщало, что гитлеровцы насильно отнимали тёплые вещи у населения оккупированных стран, пытались подвигнуть собственных граждан оказать материальную помощь вермахту. Отклик был слаб. Судя по сохранившимся письмам, это немецкие женщины ждали от своих мужей и сыновей посылок из России с награбленным. Особым спросом пользовались горжетки из «серебряных лис» (чернобурок), пуховые платки, серебро, золото, даже иконы…
…Во все времена в любой стране, ведущей тяжёлую затяжную войну, требующую гигантских людских,
Но в воюющем СССР непредвзятый глаз заметит феноменальное в истории войн явление: музы не умолкают, а вдохновляют мастеров всех жанров литературы и искусства на создание нетленных шедевров. Причём, буквально с первых дней вероломного фашистского вторжения. Достаточно вспомнить укрепляющие веру в Победу произведения первых дней:
Изыскивались средства не только на сохранение изданий большинства газет и журналов вплоть до модного — «Модели сезона», но и для миллионных тиражей книг, в том числе детских иллюстрированных и игрушек. На съёмки кинофильмов художественных, документальных, учебных, мультипликационных. На обустройство эвакуированных в разные края страны театров, киностудий, музеев, картинных галерей, домов народного творчества. А так же и на, казалось бы, совсем не обязательные в военные годы культурные свершения. Например, открытие, только вдумайтесь (!) с 1942 г. по
А для того, чтобы не допускать эпидемий и пандемий в большой стране, где постоянно перемещаются миллионы (!) эвакуированных, мобилизованных и демобилизованных по ранениям, создавались в тылу и на фронте бани с прожарками и санпропускниками, прачечные, парикмахерские, столовые, в тылу — гостиницы, общежития, детские сады и детские дома…
И распространения инфекций, какие унесли в Первую мировую войну и в Гражданскую миллионы жизней, допущено не было. Это заслуга союза медиков и коммунальщиков, поддерживающих культуру быта. И учителей — пожалуй, передового отряда бойцов культурного фронта.
…В СССР того времени всем понятны были образные выражения — культурная революция, культурный фронт, бойцы культурного фронта.
В суровые и голодные годы Гражданской войны, когда «бывшие»,
т. е. «господа», «белые», и вчерашние «чумазые» из «низшего сословия» — «красные», сцепились в смертельной схватке за своё будущее, победили красные. Не потому ли, что одновременно с боевыми действиями на всех фронтах не только против белых, но и против интервентов всех мастей открылся ещё один, самый важный фронт, — культурный? И началась самая важная революция — культурная? По данным переписи 1897 г. 78% населения Российской империи было неграмотным. И, в самом деле, подписывалось крестиком. В формулярах переписи вопрос о грамотности стоял просто: «Умеет ли читать?» А красные, казалось, смотрели далеко вперёд и, начав с элементарной ликвидации безграмотности молодых и старых, электрификации и радиофикации страны, озаботились открытием новых школ, училищ, рабфаков, институтов и университетов. Сделали общедоступными музеями вчерашние дворцы.
Дали толчок развитию кинематографа, живописи, литературы. Сделали «модным» чтение газет, посещение изб-читален, библиотек, кино и театров. И даже, закрывая храмы, чаще всего преобразовывали их в «храмы культуры» — клубы, библиотеки, кинотеатры, выставочные залы. Лозунг: «Культуру — в массы!» был тогда таким же важным, как стал в 1941–1945-м фронтовой «Всё — для фронта, всё — для победы!»
Но и когда Гражданская война отгремела, само понятие «культурный фронт» не сошло со страниц газет и журналов, с экранов кинохроники страны и в
Она самоотверженно воевала в годы Великой Отечественной в рядах Красной Армии и в концертных фронтовых бригадах, создавала вдохновенные песни, стихи, плакаты, картины, карикатуры — для «культурной зарядки» бойцов. Самозабвенно работала в трудовом тылу на «культурном фронте» — в издательствах, газетах и на радио, в библиотеках, музеях, театрах, клубах,
Отметим и повседневную готовность большинства бойцов культурного фронта к весьма скромному уровню жизни, тяготам и лишениям на мизерные зарплаты — ради желанной Победы. В архивах встречаешь документы о печальных последствиях такого стоицизма и мужества бойцов культурного фронта. Например, в письмах в ЦК ВКП (б) наркома просвещения РСФСР Потёмкина (наркомата культуры тогда не было, культура входила в ёмкое понятие «просвещение», а
Зато «бойцы культурного фронта» понимали важность духовной пищи для воюющей страны, живущей по строгим продовольственным карточкам. И не забывали даже в самые тяжкие периоды войны отмечать дни юбилеев и годовщин выдающихся деятелей культуры и науки России, советских республик и всего мира. Это явление назовут на Западе «советским феноменом культуры».
Представим блистательный список этих имён и удивимся памятливости бойцов «культурного фронта», их стремлению передать свою уважительность к корифеям прошлого как можно более широкому кругу советских людей. В
И вот, что очень показательно — громадная армия «бойцов культурного фронта» задумывая инициативы, начинания, культурные мероприятия, обращалась с письмами в руководящие органы страны и местной власти и, как свидетельствуют документы, хранящиеся в РГАЛИ и РГАСПИ, в большинстве случаев получала поддержку.
И как обидно, что за навязанными нам спорами об истории Великой Отечественной войны — о «позорных» отступлениях, об «ошибках и просчётах» Сталина, о «неоправданных» потерях воинов и «слишком высокой» цене победы мы редко вспоминаем о настоящих подвигах бойцов культурного фронта — в дни эвакуации и на новых местах, в боевой обстановке и особенно — в фашистской оккупации, когда слабодушные склонялись перед врагом, а сильные — стремились сохранить культурные ценности любым способом и часто — ценой своей жизни. …Какой вывод мог сделать о далёкой, сражающейся в одиночку стране думающий человек на Западе, ознакомленный не только с боевой обстановкой на фронтах, но и знающий о фронте культурном? Приведу ещё одну цитату из речи великого артиста и режиссёра, извлечённую из архивной переписки под грифом «секретно»: «Русские люди, должно быть, имеют чувства
чего-то вечного в своих душах. Они почти боги, и Бог поймёт их, так как ему неинтересна техника…»[РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 123.]
Если Богу неинтересна техника, то, может быть, именно поэтому не приживается определение Второй мировой войны как «битва моторов»? Зато появляются более глубокие определения — «битва цивилизаций», «битва идеологий». Американский историк Дэвид Гланц, автор книги «Советское военное чудо 1941–1943. Возрождение Красной Армии….», нашёл для «Восточного фронта», как стараются называть в Европе Великую Отечественную войну СССР против фашистской Германии и её сателлитов, особое название — «культуркампф» — битва культур…
«Я намереваюсь… пограбить», — заявил
Великая Отечественная война была сражением между захватчиком и защитником, и у каждого — свои представления о культуре, о добре и зле, и даже «боги» у них были разные…
Ольга Жукова
Вернуться на главную