Спасибо Марксу, но мы идем дальше

Спасибо Марксу, но мы идем дальше

ВОПРОС СУЛАКШИНУ: Первомай был одним из любимейших праздников в Советском Союзе. После долгой зимы народ с шествиями, с песнями, с улыбками, с удовольствием праздновал победное шествие весны. Не была в забвении и политическая повестка праздника — солидарность людей труда. А в современной цивилизации сохраняется ли противостояние миру капитала? Есть ли деление на классы? Как в умном государстве Сулакшина будет достигаться классовый мир?

СУЛАКШИН С.С.: Я возражаю против стратификации населения страны по классам — это устаревшая социальная классификация, уместная в конце ХIХ — начале ХХ века, когда действительно интенсивно развивалась частная собственность, финансовой и основной капитал. Именно тогда существовали невыносимые условия труда и отъем основных благ, производимых большинством, в пользу меньшинства и отчетливо различались два класса. Сейчас ситуация другая и двух этих отчетливых классов нет. Например, какой это капиталист — криминальный миллиардер? Или кремлевские, или правительственные, или фсбшные, мвдшные чины, у которых миллиарды на кухне обнаруживаются? Это что, класс капиталистов? Нет, конечно! А куда отнести собственников акционерного капитала? Он открыто, общедоступно продается, наемные работники этого акционерного общества являются хоть и миноритарными, но, тем не менее, собственниками этого акционерного общества или складочного капитала.

Поэтому прежние простые классификации, уместные и «работающие» 150 лет тому назад, сегодня слабо применимы. Они не дают необходимого инструментария для моделирования и проектирования развития, движения вперед. Мы ввели другое понятие и оно закреплено в проекте Конституции: социальные группы интересов. Из названия понятно, что это такое. Это группы людей, которые обретают блага, живут, трудятся в более-менее сходных условиях, поэтому у них есть общие интересы, которые формализуются и предъявляются от группы в политическую систему. То есть классификация производится не по отношению к средствам производства, а по фундаментальным интересам группы. Писатели, художники или программисты к средствам производства, станкам и скважинам, отношения не имеют, а свои специфические интересы у них есть. И именно эти интересы мы собираемся защищать и реализовывать.

И политическую систему проектируем не так, как она устроена сегодня с фальсификациями, а как честную, и переводящую волю социальных групп интересов в государственные управленческие решения.

Поэтому и избирательная система формирования того, что сейчас называется Госдумой, будет осуществляться иначе, чем сегодня — будет целый набор таких реформирующих решений.

Но я поддержу задавшего вопрос в том, что антагонизм между так называемой элитой, перечислим тех, кого имеем ввиду: богатые, коррумпированные, обладатели административную мандата, так называемое меньшинство, существует. Их интересы оторваны от интересов большинства населения. А когда на эти личные интересы работает вся страна, то с этим согласиться невозможно. Мы предлагаем социализацию частной собственности, то есть её превращение в инструмент прогресса, с урезанной до необходимого порога рентой, с ликвидацией паразитизма. В нашей Конституции есть подтверждающий тезис: «Предпринимательство есть вид трудовой деятельности». Но тогда, когда государство регулирует эти отношения должным образом. Тогда предпринимательство — это тоже труд, и он тоже будет делом чести, доблести, геройства, престижа, общественной поддержки и одобрения. Я думаю, что и предприниматели, которые будут, скажем, не миллиард в год себе в карман класть, а, допустим, 300 миллионов рублей, не особенно пострадают, на всё будет хватать.

Что касается «классового» мира, то есть гармонии отношений в обществе, то достигаться она будет построением отношений по критерию равенства человеческого достоинства. Средств для достижения этого критерия много, они отражены в проекте нашей конституции, они вытекают из высших ценностей российского государства, из государственной идеологии, которая конечно будет, и из руководящей (регулирующей) роли государства.

Таков современный взгляд на общественную стратификацию и связанный с ним наш активно-деятельностный подход: строить, создавать сегодняшний дом не по чертежам, которые нам завещал Карл Маркс, а по чертежам с учетом современных достижений и открытий. Сегодня и материалы другие, и мощности моторов, и скорости, и энергетика, и конструкционные материалы другие! Поэтому и конструкция становится другой. Опыт и мысли из прошлого нужно использовать, но жить нужно сегодня.


Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1052
4341
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика