Нравственным может быть только человек, но не государство — разве не так?

Нравственным может быть только человек, но не государство — разве не так?

ВОПРОС: Почему в проекте Конституции и ваших определениях Вы относите субъективистские признаки к институциональному образованию — государству (нравственное, справедливое и пр.)?

С.С.СУЛАКШИН: Действительно, может вызвать недоумение использование нами антропоморфных субъектных («субъективистских», как в вопросе — это неточно; можно даже спутать с «субъективными») характеристик, применимых к человеку — умный, честный, совестливый, справедливый, нравственный. А тут речь о государстве, об институте. Вопрос для нас не новый, его задавали неоднократно.

Ответ на это недоумение естественно вытекает из определений феноменов, скорее пока даже ноуменов: нравственное государство, справедливое государство, праведное государство. Начну ответ сначала с прилежащего, мягкого, определения.

Государство тоже выступает — как человек — в определенном контексте как субъект. Как человек в окружении себе подобных. Когда? Когда государство оказывается окружено государствами мира. И на международных площадках у него, как у субъекта, есть международное реноме, те или иные поведенческие практики, те или иные предъявляемые миру идеологические позиции. Например, государство может быть честным и бесчестным, может быть предсказуемым и непредсказуемым, агрессивным, милосердным и т. д. В этом контексте никого не удивляет наделение государства как субъекта международных отношений человеческими чертами и характеристиками.

Именно в этом смысле субъектности нашего государства нами разработан Российский мировой проект, формирующий в мировом пространстве новый облик нашей страны — справедливой, порядочной, честной, защищающей определенные ценности, обозначенные в нашей Программе как настоящий социализм. Здесь перенос антропоморфных характеристик на поведение, облики и реноме страны, с натяжкой конечно, с условностью, но возможен.

Напряжение возникает во внутреннем, институциональном отношении. Государство — это, конечно, абстракция — потрогать его нельзя — это институт, совокупность отношений, формируемых государственной властью с помощью обобществленных ресурсов, и общественными отношениями.

Так как же можно называть нравственным государство? Так называть можно, потому что данный тип государства имеет собственное определение. По этому определению «нравственное государство — это государство, миссии, функции, институты, процедуры, механизмы которого продуцируют человека нравственного и нравственное общество». Ровно по такой же формуле построено определение государства справедливости, праведного государства. Только в этом отношении антропоморфные человеческие характеристики применяются нами в теории государства как института.

Наше государство будет нравственным, справедливым, трудовым, цивилизационно идентичным, народовластным. Каждая из этих характеристик совершенно точно и системно функционально определены, нагружены важными смыслами, они порождают активно деятельностный подход — от смысла к содержанию государственного строительства, созиданию общественных отношений, то есть к действию. Вот это и есть наш проект, который предлагается стране в виде проекта новой конституции России и Программы «Настоящего социализма» — программы Сулакшина.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
931
3697
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика