Не принимаю превращение марксизма в религиозную секту

Не принимаю превращение марксизма в религиозную секту

ВОПРОС: Профессор Попов настаивает и обосновывает классовую борьбу в современном мире. Что Вы думаете о классовой борьбе, диктатуре пролетариата в наши дни?

С.С.СУЛАКШИН: Очевидным фактом является то, что той жесткой классовой дихотомии: частный собственник, буржуй, эксплуататор и бесправный наемный труд, которая была 100–150 лет назад, уже давно не существует. И труд смешался с правом собственности через вкладочный капитал, акционерные общества, и появились механизмы сглаживания этого конфликта.

Маркс, имея перед глазами жесткие формы этого конфликта, исходил из неизбежности диктатуры пролетариата, экспроприации экспроприаторов, то есть уничтожения частного собственника. А поскольку никто обладающий финансовыми активами, основными фондами: фабриками, заводами, кораблями и прочим, добровольно отдать имеющееся не захочет, предписывалась революция и гражданская война. Гражданская война у нас уже была, мы знаем к каким разрушениям и жертвам она приводит.

С учетом прожитого опыта мы утверждаем, что при должном государственном регулировании отношений между частным собственником и человеком наемного труда, неизбежной гражданской войны не возникает. Не противостояние этих групп общества, а по нашей формуле: «все законные интересы всех законных групп интересов» социализация частной собственности за счёт регулирование ссудного процента, ренты на капитал — вот ключ к преодолению этого конфликта. Советский Союз не увидел такой возможности, его идейная проектная позиция осталась марксистской, а мы подправляем марксизм на современном уровне научных знаний и теоретического обоснования. И это оптимистическое, теоретическое и проектное предложение стране и миру.

Союз, солидарность в обществе при наличии частной собственности возможны, но при обязательном регулировании государством ренты на должном уровне. Этот должный уровень регуляций мы просчитали для проекта будущей постпутинской, постлиберальной России.

И, конечно, с доктринёрством, с догматикой надо разбираться, надо показывать её бесплодность и научно-теоретическую ошибочность.

Причём, я же не утверждаю, что Маркс ошибался. В чём парадокс? В том, что на том уровне исторических знаний и опыта он был прав. Это как классическая физика и квантовая механика — и те и другие правы. Теория развивается, она обобщает большой объём новых знаний, накопленной практики, и то, что было теоретически верно 150 лет тому назад, перестаёт удовлетворять жизни сегодня.

Вот в чём наша позиция, и при всём уважении к марксизму, не принимаю превращение марксизма в религиозную секту — это неуважение к этому великому уму. Во многих научных дискуссиях, во многих верификациях, проверяя самих себя самым жестким образом, представляя доводы против самих себя ещё и покруче, пожестче, чем кто-либо из реальных оппонентов, убедились — позиции наши очень надёжные.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1083
4387
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика