Можно ли принести людям добро, не воюя со злом?

Можно ли принести людям добро, не воюя со злом?

ВОПРОС: Наш проект несёт людям добро, справедливость, равенство, уважение ко всем и каждому. Но чтобы реализовать его, нужно буквально «заразить» им всё общество или хотя бы его большинство. Собирают людей под свои знамёна и различные партии, и деятели: ФБК, КПРФ, ЗНС, другие — их цель завоевать популярность, выиграть выборы, стать известными. Многие для достижения этой цели вступают в сговор с властью, с западной закулисой, получают от них значительные печеньки и поддержку, а значит всегда будут иметь большие, чем у нас возможности. Какова наша тактика в их отношении? Игнорировать, вступать во временные союзы, делая общий фронт мощнее, разоблачать, критиковать лидеров, или объяснять их фарисейскую сущность адептам-последователям. Можно ли нести добро людям, обрушиваясь на фарисеев с резкой, даже оскорбительной критикой, когда их многие люди уже выбрали в качестве своих кумиров?

СУЛАКШИН С.С.: Вот какой глубокий вопрос: можно ли нести добро людям не воюя со злом? Непротивление злу насилием. Никогда я не принимал эту толстовскую формулу, которую в том числе воспроизводил и проповедовал Махатма Ганди и многие в мире истории и в мире современности. Хотя нужно признать ее сходство с библейским «от око за око и зуб за зуб — к подставь правую щеку». Это был великий шаг в эволюции человечества. Но путать фундаментальный философский принцип с тактикой борьбы за него же в реальной жизни — нельзя, это ошибочно.

Не могу сказать, что это люди, которые далеки от реальной политической борьбы или, похуже того, войны. Как это совместить? Война и непротивление злу насилием? Гитлера и фашистов надо было уговаривать и увещевать, что ли? А не сопротивляться и не бомбить, и не уничтожать что ли? И, через насилие, победила все-таки высокая правда и смыслы. Нет фашизму!

Я не утверждаю, что если бы сейчас развернулась дискуссия с каким-нибудь философом или человеком, углубленным в этой тематике, я бы не принял какие-то из его доводов. Но поскольку значительная часть моей жизни прошла в борьбе за истину, в борьбе за познание неизведанного, в политической борьбе, в борьбе очень жесткой, в которой, как правило, к сожалению, на сегодняшний исторический момент гнусные и грязные правила. И там все время возникает эта коллизия: как сохранить себя, как личность, как человека нравственного, занимаясь реальной политикой, участвуя в реальной политической борьбе? Простого ответа нет. Это даже не вопрос о компромиссах, это вопрос об очень тонком, искусном поведении, в котором «цель не оправдывает средства», а цель достигается теми средствами, которые ты считаешь допустимыми, чтобы сохранить себя как личность, как нравственного человека, правдивого, бескорыстного и так далее. Очень тонкая материя. Мотивации, к сожалению, распространены иные: «кресло высокооплачиваемое» получить, иммунитет от «правосудного преследования», в коррупционные темы и схемы «въехать» и обогащаться — вот это характерные черты путинского мира, которые насаждены в нашей стране. Можно ли из него выйти? Можно! Понимая и диагностируя эту «болезнь», понимая ее причины, вырабатывая методы ее «лечения».

Ну, и вторая, важная компонента в вопросе: пока мы находимся в меньшинстве, пока мы находимся в оппозиции, то тема объединения в единый оппозиционный фронт, группировку встает постоянно. Причем, иногда до политически карикатурного этакого облика, который я называю «объединяйством». Этим занимался НПСР, Болдырев. В общем, уже достаточно понятно, кто им такие задачи ставит, и зачем, и как они отбирают фигуры для «объединяйства». Меня туда тоже сватали. К сожалению, это очень некрасивая картина, не буду в нее углубляться. Кто-то является сторонниками этих людей и этих движений, поэтому я обижать их не хочу, а вот критиковать, разоблачать, показывать сущность, доказывать, что это «подсадные утки» от режима, хотя и «крякают» очень громко и «крякают» практически повторяя даже наши слова. Даже в пику нашему названию «настоящий социализм» вдруг появляется «новый социализм»!

Можно ли меня упрекнуть за то, что я откликаюсь на запрос и надобность людей разобраться в сложных политических картинах, многослойных, лживых, подставных, провокационных? Я, ведь какой-никакой, все-таки профессиональный человек в этой сфере. Многое сам познал, много изучил, имея большой практический опыт и в политической психологии, и в политологии и в государственном строительстве, в избирательных технологиях в политтехнологиях и так далее. Так почему меня нужно упрекать за то, что я через эти знания и способности разобраться в сложных вещах стремлюсь пролить свет на, в том числе, дурно пахнущие обстоятельства, помочь людям в этом разобраться? Почему? Теперь второй вопрос: «с кем объединяться»? Когда-то Ленин сказал: «Прежде чем объединяться, нужно решительно размежеваться». Чтобы понять: «Ты кто? Ты за что? Ты за кого? Ты против чего? И, соответственно, против кого?». При этом неизбежно раздевая подсадных «крякалок». И что ж с ними объединяться? Да они никогда на это и не пойдут потому, что их хозяева и правящий режим им это запретил. Мы-то не подставные, не купленные, мы настоящие.

Вот последний опыт, который мы обрели. Делаем медийную рассылку — новостную, содержательную — в средства массовой информации и получаем в ответ: «Уберите нас из вашей рассылки». А от кого получаем, знаете? От тех самых «оппозиционных» якобы группировок, их СМИ, ну которые по всем открытым и честным соображениям должны бы ухватиться за нашу информацию! Где еще они могут получить такую информацию? Но не ухватываются… А пресловутое «Политкафе», где «платошкины», «болдыревы» и прочие из ряда, как у себя дома на кухне, прописаны. С какой беспардонностью они не пустили меня в это «Политкафе», хотя даже народным голосованием я там получил право на приглашение! Вот и так разоблачаются подставные структуры, ютуб каналы, блогеры.

Путинизм в нашей стране характерен тем, что происходя своими истоками из спецслужб, из спецтехнологий, он практически страну всю пропитал этими спецтехнологиями. Политическое и общественное пространство тоже. Ну ясно, что есть институт (был и всегда будет) «сексотов» или «политфилеров», «стукачей», неважно, можно как угодно называть этот принципиально необходимый для спецслужб безопасности государства институт. Иначе без этой разведки ни с терроризмом, ни с преступностью справиться невозможно. Но там тоже есть пределы. Так вот в нашей стране эти пределы исчезли.

Я уже говорил и повторяю, что больше 90%, может быть и 95% публичных лидеров, особенно которым «казарма троллей» накручивает восхищённые комментарии, пишут десятки статей на Дзене и так далее созданы самим режимом. А наши статьи на Дзене «убивают». Мне кажется, что миссия «обрушиваться» на фарисеев с резкой критикой необходима. Но, что касается «оскорбительной критики», извините, я слежу за каждым своим словом и оскорблять никого себе не позволяю. Если употребляются какие-то такие слова-эвфемизмы: «картошкин», «барматошкин», то кто и что додумает при этом — это уже его, так сказать, мера понимания, воспитанности и тому подобное.

Политическая сатира — жанр не оскорбительный, а совершенно легальный и необходимый также, как политическая карикатура, политические шаржи. Не надо путать или даже отождествлять это с оскорблением. Что касается меня, то никому еще не было дано, хотя судами мне и грозили, и пытались засудить; никому еще не было дано поймать меня на незаконном оскорбительном деянии.

Поэтому, нынешняя актуальная политическая задача, моя позиция заключаются в том, чтобы нести слово правды, настоящие оппозиционные мысли, то есть противиться злу насилием. Даже будучи в разряде «белой вороны», на фоне этой самой «стаи крякающих ворон» или «каркающих уток», которых кормят с руки кремлевской. Даже, если остаешься в одиночестве. В моей политической истории такое было. Я говорил некоторым товарищам, членам команды, которые бежали за «печеньками», что я даже один останусь, но останусь на своих позициях, и их буду провозглашать, их буду проповедовать, их буду предлагать.

Нет таких «печенек», ради которых я мог бы изменить этой своей позиции. Были реально в моей жизни ситуации выбора: или «бомжиком» на улицу безработным, или на высокие должности, на высокие теплые государственные посты, но с гнусными платами за это. И не один раз такой выбор-вызов был. Я поступал всегда однозначно, и сейчас буду делать то же, как бы мне не кидали стрелы и копья отравленные «новичком» или «старичком» — это неважно.

Критиковать, раздевать, разделывать под орех будем, разоблачать будем, ругаться будем, выходить за нормы приличия и оскорблять не будем! А воевать за нашу страну, за народ, за его судьбу будем!

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Фото: Георгий Победоносец в Нижнем Новгороде



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1060
4211
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика