Каким в обновлённой России будет учебник по обществоведению?

Каким в обновлённой России будет учебник по обществоведению?

ВОПРОС: В советское время был такой предмет «Обществоведение» для старшеклассников. А в обновлённой России такой предмет будет? Я считаю что предмет нужный и в связи с Вашей программой должен быть составлен совсем по иным лекалам. В том учебнике было много догм и схоластики. А новый учебник должен быть составлен (это моё мнение) живым и понятным языком, чтобы молодой человек уже со школьной скамьи мог разбираться во многих хитросплетениях нашей жизни и учиться быть Гражданином страны с большой буквы. И такие новые понятия как честность, нравственность, порядочность, совестливость, которые есть в Вашей программе, должны быть основными критериями в новом учебнике.

С.С.СУЛАКШИН: Положительно отвечаю на вопрос и поддерживаю фундаментальный подход, который в нём содержится. В нашей программе и в обширном политическом проекте облика, государственного устройства будущей России система образования от дошкольного до повторного и пожизненного это не только передача определенного набора знаний, навыков и умений, но это и воспитательный процесс, процесс социализации, то есть превращения молодого человека в гражданина и патриота своей страны.

Гражданин страны это не только узкий специалист в какой-то профессиональной сфере, но Человек с большой буквы. Основная наша программная и конституционная мысль, в чём мы категорически противостоим путинизму, это очеловечивание человека и общества. А для этого у человека и гражданина должно быть понимание фундаментальных исходных ценностей, которые человека отличают от животного и делают человеком. А это поле общественных, гуманитарных наук. Школа — не место, где собственно наукой занимаются, в ней скорее пользуются плодами науки, в том числе методиками преподавания и знаниями, которые приносятся науками. История, как наука, в историческом предмете, философия, как наука, в предмете обществоведения, обществознания.

Удивительна практика путинизма, в ходе которой изуродовали не только преподавание в школе, но и в университете. Когда на гуманитарном факультете политологии в МГУ, на кафедре государственной политики мы подходили к разработке учебника по политологии, то в нём виделся принципиальным начальный блок — ценности, понятия нравственности, справедливости, понятия добра и зла. Вы бы слышали как шипели и зубоскалили за спиной заскорузлые либералы, которые десятки лет занимают там все места. Для них подобные вещи вообще отсутствуют!

Для них существующими являются только принципы социал-дарвинизма. Собственно, в ельцинской конституции этот принцип и заложен: кто сильнее, тот и прав, тот и «человек». Прямая дорога к фашизму, расизму, несправедливости. Так вот путинская накипь в системе образования страны сделала выбор в сторону этого полуфашистского поведенческого варианта.

В будущей образовательной системе этот подход и структурно, и организационно, и институционально, и содержательно поменяется. В наших планах перемены в учебниках, в федеральных государственных образовательных стандартах. Да и сама цикличность образования будет отчасти возвращена, отчасти усовершенствована с учетом новых реалий в сторону от двухступенчатой системы — бакалавратуры и магистратуры. В сторону от обезъянника под названием ЕГЭ.

Предстоят многие перемены в резонансе с ценностным идеологическим выбором, который содержится в проекте нашей новой Конституции, доктринальных решениях, частных разработках.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1000
4023
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика