Как преодолеть безответственность государственной власти?

Как преодолеть безответственность государственной власти?

ВОПРОС: Сейчас в России мы наблюдаем очень много власти и почти никакой ответственности. Вы регулярно говорите о том, что новая власть станет ответственной. Можно поподробнее об этом приятном слове, и как новая власть будет реагировать на форс-мажор?

С.С.СУЛАКШИН: Начну с форс-мажора. В основе управленческого процесса лежит контроль состояния управляемого объекта, достигаемый с помощью специальных «датчиков», от которых идут соответствующие сигналы к управляющему субъекту.

Если есть планы управления, цели развития, то поступающие от датчиков сигналы сравниваются с запланированными параметрами, и, если отклонений нет, то всё хорошо, всё идёт по плану, цели достигаются, запланированные результаты получатся. Но бывают ситуации, когда сигналы с датчиков идут вразнос. Из — за чего это может произойти? Это могут быть внешние или внутренние агрессии против объекта управления, природно-климатические условия, кризисные масштабные накопления противоречий, которые не улавливались, латентно скрыто накапливались и вдруг начинают взламывать систему.

Принципиально то, что в системе управления есть обратные связи, дающие показатели состояния и динамики состояния объекта.

В политическом смысле это означает, что умная и честная власть доносит руководству правдивую информацию о состоянии страны; это позволяет включить программу противодействия нестационарным изменчивостям, наступающим в режиме форс-мажора. Умная и профессиональная власть информацию с датчиков не искажает, она адекватно представляет себе, что происходит с объектом управления. А что происходит при путинизме, Путине? Информация целенаправленно искажается. Для удобства даже начальника Росстата сменили, и чем выше управленческий уровень, тем в этой системе безответственности, бесконтрольности, непорядочности все более искаженной становится картина. Наверху власть впадает в неадекватность, оказывается в самой же созданном зазеркалье, и делает вид, что управляют страной.

Поэтому вопрос относится к профессиональной, дееспособной системе государственного управления, а она как видим зависит от персон.

Ещё раз про реакцию на форс-мажор — должна существовать адекватная система обратной связи, реагирующая на нестационарную изменчивость с помощью специальных управленческих решений, подкрепленных резервными ресурсами.

Так Россия и будет устроена. Это такой инженерно управленческий, технократический подход. Страна очень сложный объект управления, но сам принцип, классическая схема системы управления одна и та же. Настроить её и начать направлять в сторону развития для профессиональных управленцев возможно.

Как перейти от этой путинской непрофессиональной, неработоспособной системы с удивительным подбором управленческих кадров к её противоположному, то есть благополучному, эффективному состоянию? Тут одних организационно-технических мероприятий недостаточно, нужна ещё другая атмосфера, другая культура государственного управления.

Чиновникам должно быть понятно, что разрешено, а что запрещено, за что наступит ответственность, наконец, им должно быть понятно, что их ответственность будет контролироваться по результативности исполнения, и санкционные или поощрительные меры обязательно наступят.

То есть, слово «ответственность» здесь выступает в двух довольно самостоятельных смыслах. Первый смысл слов «ответственный чиновник», «ответственность чиновника» — это поле его прав и обязанностей. Не имея прав невозможно исполнить свои обязанности, поэтому важны и права чиновника, как возможность исполнить свои обязанности. А второй смысл слова в том, что одна из чиновничьих обязанностей особенная — это обязанность претерпеть наказание в случае недобросовестного или неэффективного исполнения всех своих остальных обязанностей по первому смыслу слова «ответственность».

Чтобы всё это стало реальностью, по нашему ноу-хау, нашей идее и предложению, в стране должен возникнуть особый вид ответственности. Сегодня есть административная, уголовная, дисциплинарная ответственности, а политической ответственности нет! Избранное должностное лицо государственной власти может без последствий для себя обманывать своих избирателей, может вообще ничего не делать — посмотрите, чем в основном занимается Государственная Дума. Кое-кто там сидит уже десятки лет и считает, что им богом дано это теплое место и полнейшая безответственность. Посмотрите на КПРФ, Зюганова с их фарисейством и фиглярством, они же не несут никакой политической ответственности перед людьми, перед которыми брали обязательства и давали обещания.

Наверху устраивают показательные акции якобы борьбы с коррупцией, но на самом деле коррупция составляет суть их режима, на этом он стоит.

По нашей Программе у будущего чиновника будет дисциплинарная, уголовная, административная и политическая ответственность. Соответствующий проект закона «О политической ответственности публичных должностных лиц в Российской Федерации» уже подготовлен. В рамках политической ответственности будут перекрестные отсылки и связки с тремя другими видами ответственности. В частности, будет введена поправка в Уголовный кодекс, которая установит, что для совершившего преступление гражданина его пребывание в должности государственного чиновника является обстоятельством, отягощающим его ответственность. Не служит отмазкой как сейчас, а будет отягощающим его ответственность фактором.

Проблема формирования профессиональной, порядочной, дееспособной и ответственной власти — это задача, которую мы решали проектируя новую Конституцию, новые порядки и уклады, новую культуру жизни и бытия будущий страны. И ее решить на практике возможно.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1778
6499
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика