Что такое теория социализма?

Что такое теория социализма?

ВОПРОС СУЛАКШИНУ: Известный историк утверждает, что в конце своего правления Иосиф Сталин говорил о необходимости развития теории социализма. В советское время существовали целые Институты марксизма-ленинизма. Как Вы оцениваете нынешнее состояние теории социализма?

СУЛАКШИН С.С.: Несколько мыслей приходит в голову. Во-первых, любая научная теория истинна лишь на конкретном историческом этапе. Она систематизирует накопленную эмпирику: факты, наблюдения, измерения, экспериментальные данные и строит логическую и математическую модели. Если модель непротиворечиво охватывает весь массив экспериментальных данных, она верна. В этом случае она позволяет предсказывать будущее, и ещё не наблюдаемые ранее свойства объектов мироздания, в том числе и социальных объектов. Ссылки в этой связи на Сталина поэтому избыточны, хотя и правильны, но очевидны и банальны. Конечно любая теория должна развиваться! Ведь знаний для ее оснований со временем становится все больше. Но то, что делалось в советских институтах марксизма-ленинизма — это было точно не развитие и об этом я могу судить не понаслышке — я выпускник института марксизма-ленинизма. То была во многом демагогия.

До сих пор вспоминаю университетское мученье в Томском государственном университете, которое испытывал, когда приходилось дискутировать на семинарах, сдавать экзамен, иногда десятки страниц прочитывать и не находить в них ни малейшего смысла!

Проблема в том, что слово «социализм» настолько затерто, истоптано, изранено и загажено, что для меня, например, одно слово «социализм» ни о чем не говорит, также, как думаю и для большинства.
Вот вроде всем всё понятно: социализм это… А я вот спрашиваю, а что такое социализм? Генерал Ивашов как-то на одном семинаре, куда меня пригласил, провозгласил: «Никто на сегодня не знает что такое социализм!». Здрасти, приехали.

Обычно на этот вопрос отвечают такой фразой: «социализм — это когда то-то и то-то», но мы же спрашиваем «что» это такое, а не «когда» что-то там? И далее у них идёт перечисление различных признаков. Я с моими товарищами достаточно серьезно занимаемся теорией успешности сложных социальных систем — страны, общества — взаимодействия государства, власти, общества, групп интересов, в том числе конфликтных. И вот к чему я пришел.

По структуре проблемы разницы между капитализмом и социализмом нет. Представьте аналогию. Гоночный автомобиль и трактор. И там и там есть кабина, четыре колеса, мотор, трансмиссия, руль. В этом нет различий. Но ясно же — что не одно и тоже эти объекты! В чем дело? В целях, которые они достигают. Так и с социализмом и коммунизмом. И то и другое, если это применяется к стране, — есть устройство сложнейшего механизма, каковым является страна в семидесяти двух основных сферах, где и экономика, и финансы, и оборона, и внутренняя и внешняя политика, и региональное развитие, и гуманитарно-социальная сфера — образование, здравоохранение, наука, культура и т. д. А в каждом из этих направлений свои способы, принципы, «гайки», «винтики», которые нужно скрутить, чтобы всё это работало как часы. В своих неотъемлемых целях. И опять: конструкт одинаковый, а его цели разные. В чем, имея в виду в главном, разные? Социализм — это устроение страны в интересах большинства граждан страны. И мгновенно возникает понимание, что для того, чтобы это обеспечить нужно социальное перераспределение, государственный бюджет должного уровня, это значит уважение к труду, а не к спекуляции, ренте и т. д. и т. п.


В таком подходе легко увидеть в чём главное отличие капитализма от социализма, тут главный критерий в чьих интересах обустраивается страна. При социализме — большинства, при капитализме — меньшинства (богатого, денежного меньшинства).

Но эта формула совершенно не простая, не тривиальная, потому что порождает то, что в нашей методологии последующего после мирной и законной революции государственного строительства и управления называется проблемно-управленческим деревом. В нём наверху, как ясная звезда, точка притяжения — все наши ценности большинства, выбранные народом, историей и цивилизацией.
Какие ценности у Путина и путинизма? «Делать бабки» — вот и все ценности!

Какие ценности заложены в нашем проекте «Настоящего социализма»? Главнейшие я уже упоминал — это реализация и достижение интересов большинства. А не меньшинства из членов кооператива «Озеро», их семей, друзей и спортзальщиков Путина, родственников друзей, любовниц и их друзей и родственников. Все они мельчайшая социальная группа в стране, но при этом вся страна грабится в пользу этой группы. Тут уже даже не только капитализм, это коррумпированное и приватизированное государство.

Итак, социализм — устроение бытия во всех 72 сферах государства. Это практически инженерный чертеж: сколько должно быть государственной собственности в структуре всей собственности, какую долю должен составлять государственный бюджет в структуре ВВП, какова должна быть сумма суверенной рублевой массы, каков фонд оплаты труда в ВВП, каковы должны быть критерии успешности страны. Первый из них народосбережение, ибо у нас есть формула жизнеспособности страны, она включает территориальную компоненту, качество государственного управления и народосбережение.

От высших ценностей российского государства, которые заложены в нашем проекте на первых страницах нашего проекта Конституции, и выстраивается вся пирамида государственного строительства и управления страны Настоящего социализма. И строится она по строгим алгоритмическим правилам решения задач, обеспечивающих реализацию интересов большинства, хотя при этом интересы меньшинства не растаптываются, а уважаются. Потому что наша вторая формула говорит: знать и уважать все законные интересы всех законных групп интересов и их реализовывать. Мы в проекте Конституции ввели такое новое государственно-правовое конституционное понятие как «группа интересов», чтобы защитить меньшинство от произвола власти.

Вы видите, что на самом деле есть современное развитие теории социализма и оно отличается от той демагогии и доктринерства, которое погубило научно-теоретическую базу Советского Союза, которое не нужно современной КПРФ. Я им для обсуждения наш проект предлагал, но как у Маяковского там — «не повернули головы качан», поскольку КПРФ это не нужно. Они в Кремле в очереди в кассу стоят за своими миллиардами от режима (конкретно 1200 млрд руб в год), зачем им теория, которая потребует стать настоящей оппозицией.

Наша теория современна — это фундаментальные знания, представления, модели, которые проецируются на прикладную науку, а именно на государственное строительство и государственное управление. На нашем рабочем столе эти решения готовы и представлены во множестве работ, алгоритмов, функций, механизмов, процедур. Мы готовы строить и управлять государством Настоящего социализма. Мы знаем как и готовы очищать нашу страну от путинизма-либерализма.


Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1143
4766
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика