Завалить страну: подвиг или преступление?

Завалить страну: подвиг или преступление?

ВОПРОС СУЛАКШИНУ: США и Китай в своих стратегических программах ставят задачи мирового лидерства в области Искусственного интеллекта, квантовых вычислений, сетей пятого поколения (5G), синтетической биотехнологии. Успешное внедрение ИИ в смежных областях и технологиях будет по их мнению стимулировать экономику, формировать общество и определять, какие государства будут оказывать влияние и обладать властью в мире. Известен принцип «победитель получает все» в критически важных секторах с сильными сетевыми эффектами, таких, например, как телекоммуникации. Путинская же Россия — из известных стратегических планов — планомерно закапывает миллиарды долларов народных денег в строительство уже ненужных газовых трубопроводов и планирует силами Ротенбергов строительство мостов на Сахалин, в Японию и ещё куда-нибудь. А нет ли в действиях власти состава преступления по попранию интересов России?

СУЛАКШИН С.С.: В действующем законодательстве сегодняшней России ни понятие «национальная безопасность страны», ни понятие «национальные интересы страны» толком не расшифрованы, а уж система ответственности за, как вы говорите, «попрание национальных интересов России», за снижение её национальной безопасности нигде не выписана. В наших будущих законодательных актах эти понятия ключевые. Прежде всего, в нашем проекте Конституции даются определения, что следует в строгом правовом смысле понимать под национальными интересами и национальной безопасностью, а также кто за них несёт ответственность. Ответственность понимается, в том числе и как обязанность понести наказание за их ненадлежащее состояние.

В уже подготовленном законе «О политической ответственности государственных выборных должностных лиц» эти вопросы рассмотрены. В законе не только актуализируется, осовременивается механизм импичмента президента, но и ответственность всех выборных лиц: депутатов, губернаторов. В выстроенной многоступенчатой системе, которая в итоге может подвести и к наказанию, всё начинается с того, что избиратели, гражданское общество, то есть люди, отдавшие голоса в поддержку избранного лица, контролируют его деятельность. Избранное лицо обязано выступать с отчетными сообщениями, обязано узаконивать свою предвыборную программу в виде плана действий на вверенном ему участке ответственности. Например, избранный президент первым указом легализует предвыборную программу, с которой он выступал в качестве кандидата и которую поддержали избиратели.

Почему мы не пробуем внести наши законопроекты в Госдуму? А нет там ни депутатов, способных внести подобный законопроект, ни сил, способных его провести. Кроме того, ведь данный законопроект не один: он в системе преобразований. А тут мы и приходим к тому, что менять нужно систему. А не заплатки на ней латать. Сравните наши подходы с тем, что происходит сейчас: у Путина вообще никаких предвыборных программ не было и нет, и он ни за что и никогда не отчитывался.

Что касается попрания национальной безопасности страны, то такой сорт деятельности будет четко выписан в терминах государственной измены. Например, если бы это наше будущее законодательство действовало сегодня, то, например, самосанкции, которые Путин наложил на нашу страну, продлив ряд санкций недоброжелательных государств, ограничивающих поставки в Россию материалов, технологий, финансов, были бы квалифицированы по статье 275 Уголовного кодекса. Это статья о госизмене, о содействии иностранным государствам в деяниях по нанесению ущерба национальной безопасности России.

Поэтому, строго формально Путин только за одно это деяние с правовой точки зрения подпадает под 275 статью о государственной измене.

Именно таким образом будет выстроена политическая, правовая и государственно-управленческая система ответственности власти в разных её сегментах в будущей России, за, как Вы говорите, попрание интересов России.


Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
884
3471
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика