Черные дыры есть не только в космосе

Черные дыры есть не только в космосе

Что общего и в чем различие между ельцинскими ГКО и путинскими ОФЗ?

И ГКО и ФЗО — это способ заимствования финансовых ресурсов государством, когда в государственном бюджете образуется дефицит, опасный с точки зрения инфляционных процессов и социально-политических последствий. Обычно это бывает когда государство попадает в форс-мажорные условия предвоенных, военных или каких-либо природных техногенных катастроф, разбалансирующих экономический механизм создания новых ценностей в расширенном экономическом воспроизводстве. Или при убогом и вороватом госуправлении.

В этом случае налоговые платежи или бюджетные платежи государственных предприятий не обеспечивают сбалансированный госбюджет, с его обязательными тратами на армию, чиновников, социалку и другие государственные нужды.

Путинизм в России, десуверенизовав страну, насадив её на экспорт преимущественно сырья, и, в условиях падения цен на сырьё и объёмов его закупки, обвалил бюджет, дефицитный уже на 15%. Восполнить дефицит за счет расширенного воспроизводства внутри страны в силу разгрома производства невозможно, поэтому появляется необходимость в заимствованиях. Так на финансовом рынке появились Облигации федерального займа (ОФЗ). Точно также в 90-х годы появились Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) — цель и тех и других была и осталась — заткнуть дыру в бюджете.

Большой разницы между ельцинской и путинской моделями экономики нет: и та и другая разрушали реальный сектор, но Путину судьба, или хозяева мира, что нельзя исключить, подарили период высокой доходности от экспорта углеводородов — именно это окончательно превратило Россию в сырьевую страну и придаток Запада.

Некоторая разница в том, что в ельцинское время в финансовой системе была очень высокая инфляция и фактически Правительство Черномырдина, но главным образом Правительство Кириенко создали из государственной финансовой системы пирамиду МММ. Эмитировались ГКО с высочайшей доходностью, большей чем уровень инфляции, а дальше — погашение этих ГКО осуществлялось государством за счет выпуска новых ГКО. То есть, производство при этом не работало, средства, создающие источники новой доходной базы госбюджета, не генерировались, а создавались долги. Полученными от продажи ГКО средствами затыкались дыры по бюждетным статьям расходов: в первую очередь выплачивалась зарплата чиновникам, людям в погонах, чтобы обеспечить их лояльность. А в итоге этот принцип пирамиды, когда следующий выпуск ГКО позволяет погашать предыдущий, а для его погашения, делается следующий выпуск и т. д., привёл к неизбежному результату: пирамида обвалилась в 1998 году. Кinder сюрприз объявил государственный дефолт, сильнейшим образом ударивший по народу.

Сейчас инфляция гораздо меньше, чем в конце 90-х, хотя не такая, как заявлена официально — по моим экспертным оценкам инфляция в три раза больше. В условиях меньшей инфляции у нынешних ОФЗ меньшая доходность и большие сроки погашения, а принцип точно такой же. Эти займы идут не на развитие страны, не на создание расширенного воспроизводства, не на производство реальных благ и увеличение доходной базы бюджета, а на затыкание дыр. Причём доходность ОФЗ, сравнительно с процентами, которые предлагаются в банковской системе за пользование заемными деньгами, всё равно гораздо больше. И возникают любопытные схемы даже не коррупции, а мегакоррупции, когда Центральный банк через увеличенный объем РЕПО финансирует избранные юридические лица (назовем их счастливчиками) немногим числом: на последних аукционах было всего 3–4 участника. Нерезиденты в аукционах уже практически не участвуют, во-первых, они ждут санкций по государственному долгу России, во-вторых, понимают, что этот путинский долг скоро обвалится.

Итак, дают избранным российским юрлицам государственные деньги. Они эти деньги возвращают государству, покупая ФЗО, и этими деньгами Минфин затыкает дыры. Почему Минфину нельзя эти деньги передать в финансовый контур страны напрямую? А потому, что в нынешней кривой схеме избранные юрлица из бюджета получают процентные выплаты доходностью примерно в два раза больше, чем проценты по кредитам Центрального банка России! Такой вот супердерибан государственного бюджета, носящий название — путинизм. Будущего у такой системы нет, впереди у неё только крах.

Нам эти примеры полезно иметь ввиду при излечении в скором будущем страны, при построении здоровой, производящей экономики. Экономики короткого плеча: на национальной территории произвёл, распределил и потребил и только часть ресурсов и товаров получаются и обмениваются через трансграничные акции.


Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
734
2998
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика