Российская база в Судане: печальный урок для Москвы

Российская база в Судане: печальный урок для Москвы

Как наверняка слышали многие наши читатели, еще несколько лет Россия желала получить военно-морскую базу в Судане. В не столь далеком 2017 году президент государства Омар аль-Башир обратился к Владимиру Путину с просьбой «защитить Судан от США», после чего наши страны заключили ряд соглашений в сфере военного сотрудничества.

Тогда же начались и переговоры о создании ПМТО, но уже в 2019 году аль-Башир был свергнут. Новое гражданское правительство, впрочем, не отказывалось от данной инициативы предыдущего президента и даже заключило с Москвой соглашение о строительстве базы (это случилось в ноябре 2020 г.). Однако ратифицировать его не успели — официально в стране нет соответствующего законодательного органа, а выборы в него пройдут лишь в конце 2022 года.

Само собой, было бы наивно надеяться, что данным промедлением не воспользуются конкуренты Москвы — и, конечно же, они не упустили прекрасную возможность и приложили все силы, дабы не позволить существовать союзу Судана и России.

2 июня начальник Генштаба Судана Мухаммад аль-Хусейн заявил в интервью телеканалу «Голубой Нил» о пересмотре соглашения, подписанного между нашими странами. Причина тому была названа весьма прозаичная — текущий договор якобы «не соответствует интересам Судана». Это, конечно же, лишь малая часть правды — и наша редакция предлагает подробнее разобраться в происходящем.

Начать данный рассказ стоило бы с того, что довольно длительный срок (с 1993 г.) Судан находился в американском списке государств, спонсирующих терроризм. Этот факт серьезно подрывал экономику и политическое положение страны, но ситуация переменилась после свержения упомянутого выше Омара аль-Башира — новое правительство Хартума пошло на примирение с США.

Впрочем, несмотря на выплату компенсаций жертвам терактов со стороны нового руководства Судана, Вашингтон не торопился убирать страну из «черного списка». Произошло это, по странному совпадению, лишь в декабре 2020 года — на следующий месяц после заключения соглашения между Москвой и Хартумом.

Далее события начинают разворачиваться все стремительнее — в Судан прибыл спецпосланник США Дональд Бут. Дипломат выразил свою горячую поддержку действующему переходному правительству, а на последовавших переговорах с премьер-министром Абдаллой Хамдоком согласился предоставить стране промежуточный кредит — именно с его помощью Судан погасил свою задолженность перед Всемирным банком. Дабы не терять инициативу, спецпосланник сразу же встретился и с министром финансов и экономического планирования Габриэлем Ибрагимом — они договорились о создании условий работы для крупного западного капитала.

В начале 2021 года в ход пошла «тяжелая артиллерия» — в страну прибыла делегация Африканского командования США: заместитель командующего AFRICOM по военно-гражданскому сотрудничеству Эндрю Янг и начальник управления флотской разведки контр-адмирал Хайди Берг. В ходе этой встречи обсуждались куда более интересные вещи — если говорить откровенно, американцы предложили ряд услуг (подготовка вооруженных сил и правоохранительных органов, создание военной базы США, сотрудничество спецслужб) в обмен на ликвидацию соглашения между Россией и Суданом. После этих событий в апреле 2021 г. появилась информация о том, что сотрудничество между Москвой и Хартумом будет расторгнуто. К сожалению, тогда ей уделили недостаточно внимания — эти данные были названы ложью и дезинформацией.

Несмотря на это Минобороны РФ срочно отправило в Судан делегацию — но, увы, на этом все не закончилось…

В дело начали активно включаться американские союзники: Судан в своем нынешнем виде представляет огромный интерес для потенциальных инвесторов. Чрезвычайно бедная страна отчаянно нуждается в притоке денег — и в обмен на разрыв с Россией они полились на нее рекой.

Одними из первых проявили себя Объединенные Арабские Эмираты — они выразили желание инвестировать в суданский Дарфур. Далее — Катар, который предложил создать в стране экономическую инвестиционную зону (стоит отметить, что премьер-министр Судана уже дал свой положительный ответ на эту идею и предложил увязать ее с общим развитием инфраструктуры).

Не осталась в стороне и Саудовская Аравия — она, в свою очередь, использует лоббистов в Суверенном совете Судана, продавливая возможности инвестирования в сельское хозяйство и экономику. Буквально на днях посол страны заявил о том, что между Хартумом и Эр-Риядом готовы к подписанию три проекта, в том числе в области здравоохранения, образования и электроэнергетики. Кроме того, обсуждались возможности взаимодействия в области развития телекоммуникаций, животноводства, транспортной инфраструктуры и энергетики.

Конечно же, ни в коем случае нельзя забывать и о Турции: 28 мая в Анкаре состоялись турецко-суданские переговоры по расширению двустороннего сотрудничества. Стороны обсудили взаимодействие в области энергетики, нефтедобычи, сельского хозяйства, инфраструктуры и транспорта. Турция заявила о желании значительно увеличить товарооборот между странами, и представители различных турецких компаний, занимающиеся строительством дорог, мостов и других объектов инфраструктуры, уже отправились в Судан.

Анкара планирует экономическую экспансию, опираясь на достигнутое в ходе переговоров инвестиционное соглашение на сумму более 10 миллиардов долларов.

Как нетрудно понять, бедная африканская страна просто-напросто не могла устоять перед лицом многочисленных экономических благ и международного внимания, которым ее одарили США и их союзники. Несмотря на многочисленные и довольно щедрые предложения Москвы, Хартум явно предпочел выбрать иную сторону — он был просто-напросто выкуплен крупным западным капиталом (этот термин более чем подходит и для таких восточных стран, как Турция и ОАЭ).

Впрочем, надежда еще есть — возможно, Россия сможет склонить правительство Судана в свою сторону, отстоять нашу базу и уже вложенные в страну деньги. В противном случае нашей стране, увы, придётся усвоить очередной горький и печальный урок — и еще более тщательно подбирать союзников.

Источник


Автор Андрей Воскресенский / портал «Репортёр»



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
202
640
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика