Почему Турция стала конкурентом России на рынках бронетехники?

Почему Турция стала конкурентом России на рынках бронетехники?

Турция стала одним из основных конкурентов России в производстве бронетехники для внешнего рынка, сообщил в интервью Sputnik главный конструктор российского АО «Ремдизель» Игорь Зарахович.

Главный конструктор российских бронеавтомобилей отметил, что в какую бы страну они не пытались въехать, «всегда есть турецкие компании, которые смогли предложить свои автомобили и уже установили хорошие и дружеские отношения».

По его мнению, одной из причин успеха турецкого бронетанкового сектора является то, что законодательство Турции позволяет местным компаниям предлагать свои машины на зарубежных рынках в течение начального маркетингового периода без необходимости получения официального разрешения.

«Честно говоря, если мы хотим добиться такого успеха, нам необходимо провести реформы в системе экспорта защищенных транспортных средств. Нам нужно сначала получить лицензию на маркетинг, а затем лицензию на продажу», — сказал Зарахович, имея в виду двухэтапное лицензирование — подход, который упростит для таких компаний, как его экспорт оборудования за границу.


Недавно турецкие бронемашины Vuran решили закупить власти Косово. В прошлом месяце Минобороны Кении заключило контракт на поставку 118 турецких бронетранспортеров Hizir. Турецкая БМП «Tulpar» успешно прошла испытания в Казахстане. Вооружённые силы Казахстана рассматривают возможность покупки турецкой бронемашины, сообщает телеграм-канал «Голос Турции».

В чем же заключается несомненный успех турецкого оборонпрома? Ответ прост: турецкая оборонка является «сборочным цехом» мирового военно-промышленного комплекса, в первую очередь — ВПК стран НАТО.

Те же «Байрактары» — это канадско-австрийские движки (которые турки пытаются заменить на украинские), канадско-немецкие сенсоры (которые на турецкие меняют только с ухудшением качества) и тайваньские микросхемы.

Что касается турецкой бронетехники, то это либо лицензионка, либо практически отверточная сборка бронетехники из иностранных комплектующих.

Возьмем, к примеру, турецкий Vuran (в переводе — «атакующий»). Бронированная машина Vuran MPAV (Multi-Purpose Armoured Vehicle — многоцелевая бронированная машина) имеет противоминную и баллистическую защиту, соответствует классу MRAP (англ. mine resistant ambush protected — защищённый от подрыва и атак из засад, миностойкий засадозащищённый) — колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой. В большинстве своём машины данного типа обладают большим дорожным просветом, V-образным днищем, хорошо противостоящим осколкам и позволяющим эффективно рассеивать энергию взрыва).

Vuran является лицензионным вариантом Hurricane, созданной израильской компанией Hatehof (ныне Carmor). В 2014 году был заключен контракт на поставку управлению специальных операций МВД Турции 60 таких машин.

А сейчас турки самостоятельно собирают эти бронемашины, оснащённые полностью иностранной начинкой.

Двигатель — «Cummins ISL e3 375 PS» производства Cummins Inc. Штаб-квартира Cummins Inc. находится в Колумбусе (штат Индиана, США).

Трансмиссия — «Allison 3000 series» производства Allison Engine Company — американской компании, которая ранее принадлежала General Motors. В 1995 году GM продала Allison британской Rolls-Royce.

Вся остальная начинка турецкой бронемашины также закуплена за рубежом.


Так же, как и Vuran, турецкая БМП «Tulpar», оснащена двигателем Cummings и трансмиссией Alisson. Опытный образец БМП в настоящее время оснащён немецким двигателем MTU с германской же трансмиссией Renk (более ранние версии оснащались шведским двигателем Scania и испанской коробкой передач Sapa Placencia).


Бронетраспортер Hizir

Бронетраспортеры Hizir, как нетрудно догадаться, оснащены всё теми же двигателями Cummings и трансмиссией Alisson.

Посмотрим теперь, как обстоят дела с производством разрекламированного нового турецкого основного боевого танка Altay. Он должен был оснащаться двигателем австрийской компании AVL List GmbH, которая должна была передать туркам технологии для лицензионного производства. Но из-за наложенных на Турцию Евросоюзом санкций австрийцы отказались это сделать. Первые серийные танки Altay будут оснащены немецкими дизельными двигателями MTU MT 883 Ka 501.

Турция — не единственная страна, которая пытается самостоятельно освоить разработку и производство собственной бронетехники.

В 2017 году в Иране прошла официальная церемония представления нового танка Karrar. Министр обороны и материально-технического обеспечения Ирана генерал Хосейн Дехган заявил, что серийное производство этого танка начинается на промышленном комплексе Бани-Хашем (Bani-Hashem) около города Доруд в провинции Лурестан.

Танковый завод в Доруде был построен с помощью России в 1990-х годах для выпуска лицензионных Т-72С из российских комплектующих, практически для отвёрточной сборки. После разрыва Россией контрактов на поставку танков и иной военной техники Ирану в соответствии с соглашением Гора-Черномырдина от 1995 года, в Доруде занимались капитальным ремонтом и модернизацией старой бронетехники.

Танк Karrar представляет собой модернизированный вариант Т-72. Существенным отличием от Т-72 является сварная башня, эта технология была передана иранцам с Украины еще до введения санкций.

Прицел наводчика — производства словенской фирмы Fotona, которая занимается оптико-электронным оборудованием для бронетехники. На крыше танковой башни — ещё один прицел, российский 1К13 — для наведения управляемых ракет. Участвовавшие в презентации нового танка иранские генералы (гигантские козырьки бейсболок которых послужили объектом иронических комментариев на российских форумах) заявили, что Karrar как минимум не хуже российского Т-90 МС. Однако на иранском танке нет, скажем, устройства для учета изгиба ствола, нет также датчиков комплекса оптико-электронного подавления, и вспомогательного дизель-генератора, как отметил авторитетный танковый блогер Алексей Хлопотов (Gur Khan). Динамическая защита, закрепленная на лобовой части башни является легкой модернизацией советского «Контакта-1» разработки 80-х годов.

Таким образом, новый иранский танк — всего лишь модернизированный Т-72.

Не смогла создать современный танк даже более продвинутая в научно-техническом отношении Индия. Индийцы просто сели в лужу со своим танком «Arjun Mk. II», который оказался слишком тяжелым (68,6 тонны) и не может передвигаться по обычным дорогам и мостам, которые его просто не выдержат. Вес нового танка возрос из-за усиления брони, в которой применяются устаревшие тяжелые сплавы. Большие проблемы также с двигателем и тепловизором.

Неудачные попытки Турции, Индии и Ирана создать современный основной боевой танк четвертого поколения закономерны. Как показывает мировой опыт, для создания с нуля собственной научно-технической школы мирового уровня нужно несколько десятков лет сотрудничества с ведущими военными державами, чтобы воспитать два-три поколения собственных ученых, инженеров и технологов. Турки чуть ли не все послевоенные годы просто закупали устаревшую американскую бронетехнику и тиражировали военные перевороты. Индийцы не смогли или не догадались развивать смежные отрасли прикладной науки, такие как материаловедение. Иран до сих пор находится под западными санкциями, ограничивающим ему доступ к самым продвинутым технологиям.

Таким образом, законодателями танковой моды по-прежнему остается узкий круг ведущих военных держав — США, Германия, Великобритания и Россия. На мировых рынках бронетехники с Россией на самом деле конкурирует не турецкий оборонпром, а «сборочный цех» западного ВПК. Что касается маркетинговой конкретики, то, возможно, имеет смысл прислушаться к аргументам главного конструктора российских бронемашин.

Источник


Автор Владимир Прохватилов / интернет-журнал Военно-политическая аналитика

Фото: Бронеавтомобиль VURAN, фото: Военное дело



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1195
3090
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика