НАТО и кремлевское «авось»

НАТО и кремлевское «авось»

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

В свете победы Дональда Трампа у Кремля стал формироваться определенный подход: авось наши проблемы сами исчезнут, авось отношения США наладятся, ведь хуже уже некуда, авось НАТО отступит от границ России. Масло в это лампаду надежд и чаяний подлил и сам Трамп, который стал говорить о НАТО в непривычной для Штатов риторике. Но действительно ли за этими словами что-то стоит или это предвыборные уловки, а угроза НАТО для России будет и дальше расширяться?


НАТО И РОССИЯ

За годы правления Путина угроза приближения НАТО к российским границам только нарастала. Если вспомнить Советский период, то граница безопасности простиралась далеко за пределами Союза — по восточной Европе. Члены Восточной Европы входили в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в оборонительный Варшавский договор. В 2000-е годы альянс НАТО приблизил свои границы к российским, присоединив в 2004 году 10 государств и в 2009 году еще два. Все они ранее входили в организацию под эгидой Союза! При Путине НАТО увеличил число членов, приблизив военную инфраструктуру к российским рубежам (рис. 1). В 2007 году на саммите ООН была поддержана инициатива создания общеевропейской системы ПРО, ключевым элементом которой станут объекты в Польше и Чехии. В 2010 году ПРО было размещено в Румынии.

Рис. 1. Расширение НАТО на Восток

Длительное время Кремль не находил ничего предосудительного в экспансии НАТО. До войны с Грузией Россия демонстрировала достаточно примирительное отношение к НАТО в официальной риторике: велось сотрудничество по линии Совета Россия-НАТО, власти в позитивном ключе говорили о новых членах НАТО на постсоветском пространстве, то есть проблема расширения на Восток в официальном дискурсе в период 2003—2007 гг. не фигурировала. Более того, по всей видимости, ставка была сделана на более тесные отношения с блоком, каких сейчас добились Украина и Грузия. И тут же вспоминается последнее интервью Ш. Переса, в котором тот приводил слова российского лидера «я готов был быть членом НАТО, как и вы». Знаменательная между прочим фраза, типа: «я — это Россия, Россия — это я». Не столь важно, чем обоснована, но, точно, многое объясняет.

В 2008 г. заговорили о «конструировании глобальной системы ПРО, окружении России военными базами, безудержном расширении НАТО». В итоге за период с 2000 года 9 бывших социалистических стран стали членами НАТО, из них три прибалтийские республики непосредственно граничат с Россией. Украина и Грузия являются участниками ускоренного диалога и неоднократно декларировали стремление войти в состав НАТО. Все постсоветские республики были подключены к программе «Партнерство ради мира», Россия вышла из данной программы в апреле 2014 года.

После крымских событий 2014 года и прихода нового Генерального секретаря НАТО политика в отношении России стала носить все более наступательный характер, во многом продиктованный активностью самой Москвы в данном направлении. Как отметил Песков, «мускулы НАТО становятся все больше и больше и все ближе и ближе к границам России». Но именно путинская политика своим длительным игнорированием проблемы и тайным стремлением пополнить ряды членов НАТО и довела до того, что у границ страны расположились силы исторического геополитического противника, именуемого Кремлем партнерами.

С 2014 года численность Сил реагирования НАТО была увеличена в три раза. Альянс создал первые шесть новых штабов в восточной части Североатлантического союза, увеличил количество учений, ускорил процесс принятия решений и разработал стратегию противодействия гибридным угрозам. 5 стран блока уже имеют расходы на оборону не менее 2% от ВВП, как это и предусмотрено требованиями НАТО. На летнем саммите обсуждались планы размещения батальонов НАТО в Польше и Прибалтике, создания многонациональной бригады в Румынии, а также усиления присутствия в Черном море. Хотя эти вопросы и могут быть пересмотрены в связи со сменой администрации в США, неоспоримым фактом остается рост активности возле российских границ.

Не исключено, что в ближайшее время в состав НАТО могут войти еще два граничащих с Россией государства — Швеция и Финляндия. Их министры обороны уже приняли участие во встрече глав военных ведомств НАТО в Брюсселе. Да и сама риторика главы НАТО говорит о стремлении Альянса к увеличению своей роли в мире. Например, бывший генеральный секретарь НАТО А. Расмуссен обвинил Обаму в том, что он был «слишком нерешительным в области применения военной силы и угроз применения военной силы для предотвращения мировых конфликтов». Он посетовал на то, что миру нужна «Америка в качестве мирового жандарма», особенно в свете сохранения множества очагов напряженности в мире. Это сирийский конфликт, положение дел в Ираке, Ливии, политика России в отношении Украины и Восточной Европы, растущая военная мощь Китая, ядерная опасность, исходящая от КНДР.

2 ноября Россия объявила, что вынуждена принимать меры оборонительного характера в связи с наращиванием НАТО наступательного потенциала на границах РФ и Белоруссии. И действительно заметна интенсивность российских учений возле границ, строительство оборонных сооружений вдоль украинской границы, усиление военной мощи Калининградской области. В ноябре 2016 года группировка войск в Калининградском особом районе была усилена дивизионом берегового ракетного комплекса «Бастион», на что НАТО отреагировало заявлением, что Россия заняла «агрессивную военную позицию». Но параллельно с этим существует и вторая линия Кремля, характеризуемая классическим «авось». После победы Трампа Кремль сделал ставку на правдивость предвыборных заявлений Трампа. Кремль словами Пескова выразил свою позицию просто — «Новоизбранный президент США Дональд Трамп мог бы укрепить атмосферу доверия с Москвой, убедив НАТО замедлить расширение или отвести свои войска от границ России». У Кремля все как в сказке — «авось само все наладится».


РОССИЯНЕ О НАТО

Интересен взгляд простых россиян на проблему угрозы НАТО, которые всецело доверяют Кремлю и СМИ, вещающим после победы Трампа о потенциальном отводе альянса от российских границ.

Опрос, проведенный ФОМ (ноябрь 2016 года), затрагивал тему угрозы войны между Россией и НАТО. Большинство россиян считает, что угроза масштабной войны между Россией и странами НАТО существует (54%). Сейчас эта вероятность выше, чем во времена Брежнева. Таких позиций придерживается 43%. Если брать группу опрошенных, которым довелось жить во времена Брежнева, то средний показатель составит 55%. 60% убеждены, что сейчас вероятность войны с НАТО выше, чем 2–3 года тому назад. И самое интересное, что вина за рост угрозы войны России с НАТО гражданами возлагается отнюдь не на российское руководство, которое своей взбалмошной и непродуманной политикой фактически ввело страну в изоляцию. Причина такого ухудшения практически полностью возлагается на Запад. Уровень угрозы вырос из-за «усиления России и повышения ее статуса в мире, что и вызвало негативную реакцию на Западе». И это доминирующий ответ!(15%), а политика России в последнее время способствует снижению риска масштабной войны со странами НАТО (66%), поскольку «мы проводим миролюбивую политику, Россия стремится решать все вопросы дипломатическим путем». Здесь закономерен вопрос: а эти 32% знают что-либо о Крыме, Украине, Сирии? Или они считают все это миролюбивой политикой? Помнят ли они Август 2008 года, события которого настолько шли вразрез с международным правом, что Кремль поспешил объявить о выходе из Международного уголовного суда, в котором идет расследование действий России в Грузии летом 2008 года. Да и странное дело, усиление или ослабление России происходит в путинские времена? Экономика валится, политическая нестабильность нарастает, эмиграция мозгов, отставание в науке, технологиях, разработках и оборудовании нарастает, финансовая и экспортная сырьевая десуверенизация растет. Похоже. Когда страна была (была!) сильной, то это как раз сдерживало приготовления геополитических противников России. А вот ее ослабление провоцирует Запад решить русский вопрос окончательно. Так кто в ответе за рост угроз России? Не Путин? Не путинизм? Не либерально-космополитическая политика? Правда, в пропагандистских потоках так вопрос конечно не ставится.


ЧТО СКАЗАЛ ТРАМП?

Эпатажные выступления Трампа были предвыборными и нацелены именно на американскую аудиторию. Своей задачей он ставил привлечение голосов избирателей через обращение к теме сворачивания внешних затратных проектов. НАТО в этой связи и представлялся таким именно проектом. Трамп заявил о следующем:

- о гипотетической возможности роспуска НАТО;

— о завышенных затратах США. Страны Европы должны расплатиться с долгами перед США. По мнению Трампа, Вашингтон платит непропорциональную долю в НАТО. И действительно почти четверть обязательных взносов (22%) блока, в котором состоит 28 государств, приходится на США. Совокупные расходы США достигают 70%;

— союзники по НАТО не выполняют своих обязательств. По его заявлению, из 28 стран блока, помимо США, только четыре тратят на оборону необходимые 2% ВВП. Именно эти страны, которые выполнили свои обязательства перед Штатами, Вашингтон и готов защищать. Примечательно, что с подобной критикой выступал и сам Обама, призывая европейские государства выполнить свои обязательства. Трампом они были подхвачены скорее как популистский ход;

— НАТО — это пережиток прошлого, который уже не актуален в связи с распадом СССР. В связи с этим возникает новая задача — реформирования организации, пересмотра устаревших задач и структуры. И в качестве предложения он выдвигает противостояние общим угрозам, в частности миграции и исламистскому терроризму в сотрудничестве с Россией.

Пока Трамп не пришел к власти, проверить, насколько его слова соприкоснутся с реальностью, невозможно, но оживление в Белом доме и НАТО по этому поводу уже заметно. Обама во всех своих зарубежных поездках стремится успокоить партнеров, убедив, что предвыборные лозунги Трампа не будут реализованы. В самом альянсе уже забеспокоились относительно своего будущего.

Во-первых, саммит НАТО был перенесен с начала года на лето 2017 года, чтобы американский президент смог более четко сформулировать свою позицию по участию США в Альянсе.

Во-вторых, в самом Альянсе уже рассматривают сценарии будущего организации в связи с приходом нового лидера США. В частности, среди прогнозов сокращение американских войск в Восточной Европе и требования от Вашингтона увеличения расходов европейскими странами на собственную оборону. И это еще при благоприятном раскладе.

Но все же стоит вспомнить еще о двух факторах. Во-первых, в отношении системы ПРО, которая размещается в Европе под зонтиком НАТО, Трамп говорил в совершенно иной тональности. Он обещал прилагать дальнейшие усилия по ускоренному развитию этой системы, сделать все возможное, чтобы вооруженные силы США оставались безоговорочно доминирующими в самых разных технологических и прочих сферах. Во-вторых, предвыборные обещания и реальная практика в США, да и в России также, существенно различны. Пока Трамп получал очки на тематике сокращения расходов на нецелевые военные операции за рубежом, республиканцы, доминирующие в обеих палатах, по-прежнему оставались сторонниками усиления военной мощи США в мире.


США И ЕВРОПА В КОНТЕКСТЕ НАТО

Без сомнения США — это образующее Альянс государство. Благодаря существованию НАТО Штаты имеют легитимные основания для размещения своего контингента в непосредственной близости от России, в геополитическом регионе, граничащем с Китаем и Ираном. С этой точки зрения функционирование НАТО дает колоссальные плюсы самому Вашингтону. Под зонтиком НАТО Штаты совершают операции по смене неугодных лидеров. Ряд достаточно большой: Афганистан, Югославия, Ирак, Ливия, теперь предпринимаются попытки и в Сирии. Политика структуры фактически полностью продиктована внешнеполитической стратегией США, хотя лидером организации всегда выступал представитель Европы. По заявлению генсека НАТО Столтенберга сейчас НАТО нуждается в сильном руководстве со стороны США. И как структура она играет ведущую роль в противостоянии терроризму и «все более агрессивной России». Сложно себе представить, что выстроенная система функционирования блока, существующего с 1949 года, может быть полностью разрушена одним президентом.

Чрезмерная зависимость от Штатов определила растущее беспокойство в Европе относительно будущего формата участия Штатов в Альянсе. Генеральный секретарь не исключает рисков для организации в связи с победой Трампа. Но пока еще надеется, что его заявления все же не обретут реальной формы. Однако, даже если самый негативный сценарий и будет реализован, то нужно понимать, что усиление группировки НАТО в Европе продиктовано не только Вашингтоном, но и непосредственно ЕС, который после украинских событий стал видеть в России угрозу своему суверенитету. Особенно это касается стран, ранее входивших в СССР (Латвия, Литва, Эстония) и некоторых государств социалистического лагеря (Польша). Именно Прибалтика неоднократно взывала НАТО о помощи в связи с ростом потенциальной угрозы, исходящей от России.

Единство Европы в этом вопросе подтверждается и тем, что ряд европейских государств уже присоединились к инициативе Канады, Германии, Великобритании и США разместить на восточных границах альянса многонациональные батальоны. Албания, Италия, Польша и Словения дополнят батальон под командованием Канады в Латвии. Бельгия, Хорватия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Норвегия присоединятся к батальону под командованием Германии в Литве. Дания и Франция дополнят батальон под командованием Великобритании в Эстонии. Румыния и Великобритания присоединятся к батальону под командованием США в Польше. Европа укрепляет силы по линии границы России с ЕС (Прибалтика и Польша). Территория Украины воспринимается как буферная зона, которой оказывается помощь в сфере усиления обороноспособности и ускорения движения страны по евроинтеграционному и евроатлантическому пути.

Перед Европой сейчас нарисовалась четкая альтернатива в связи с возможным изменением американской политики:

1. Сохранение НАТО и ориентация на Альянс вне зависимости от участия Вашингтона в нем.

2. Формирование своих собственных сил. Вскоре после выборов в США Министры обороны и иностранных дел ЕС согласовали план по обороне и безопасности Евросоюза. Его главные задачи состоят в реагировании на внешние конфликты и кризисы, в работе с государствами-партнерами по формированию их оборонных возможностей и в защите Евросоюза и его граждан. То есть по факту это те же вопросы, которыми сейчас занимается НАТО. Вариант, когда около границ России не будут стоять силы антироссийской коалиции, полностью исключен в силу специфики российской внешней политики, которая уже запомнилась всему миру как непредсказуемая, непродуманная и хаотичная.

Угроза НАТО стала возможной благодаря длительной политике ослабления страны, уступок, которую проводит либеральное руководство, а также как закономерная реакция на спонтанную и сиюминутную политику России. Это долгосрочный и продуманный тренд, который не зависит от воли одного избранного миллиардера. Поэтому надежды на то, что накопившиеся за долгие годы проблемы уйдут сами собой, напрасны как в вопросах Россия-НАТО, так и в вопросах экономического развития страны.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Саммит НАТО. К чему быть готовой России?

Россияне ликуют, что Трамп вернет Америке былое величие

Валдай — очередное откровение «самого опасного и самого могущественного человека в мире»

Военное кольцо вокруг России сужается

«Нулевые»: итоги российской внешней политики



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1762
6427
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика