
Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии
Почти три месяца Россия проводит военную операцию в Сирии. За это время риторика властей относительно целей вторжения менялась неоднократно: от поддержки Б. Асада до борьбы с терроризмом.
Подход блока западных государств изменился незначительно — от требований немедленной отставки Б. Асада до просто ухода Б. Асада перед началом процесса политического урегулирования конфликта, что в сущности равнозначные понятия. Дни Асада, если он не сможет заручиться поддержкой региональной державы — Ирана, будут сочтены. И Россия только ускорит этот процесс, ведь в основе нашей политики лежат отнюдь не «честь, достоинство, любовь, честность», а исключительно интересы, как заявил глава государства в фильме «Миропорядок». А интересы российской элиты — кооператива лежат в плоскости снятия санкций любыми средствами и замирения с Западным миром, который несмотря ни на что продолжает именоваться «партнером». Признаки того, что у России уже есть своя стратегия относительно судьбы Б.Асада, и она явно не соотносится с интересами самого Б. Асада, уже очевидны, их разве только стараются не замечать те самые эксперты, которые и в сдаче Донбасса, замирении с П. Порошенко видели признаки
Во-первых , сдача Б. Асада — историческая закономерность. Вспомним, например, что происходило с режимами, неугодными США. Ирак. 1990 год. Вторжение в Кувейт, провозглашение его19-ой провинцией Ирака. С. Хусейн был наказан — Запад провел операцию «Буря в пустыни», наложил на неугодного диктатора санкции, что существенно подорвало экономику страны. Но С. Хусейну позволили сохранить власть. В 2003 году Штаты снова пришли на иракскую территорию, используя уже традиционный инструмент — обвинение очередного «диктатора на Ближнем Востоке» в международном терроризме. Россию, которая на тот момент выстраивала теплые отношения с США, от этой ошибки спасли только советы Германии и Франции, которые, как заявил президент России, «уговаривали меня» присоединиться к их позиции. Как показал исторический опыт, Штаты не останавливаются на полпути.
И если лидер страны не уходит из власти
Второй пример — Ливия. Первая бомбардировка Ливии состоялась в 1986 году, когда США заявили о причастности М. Каддафи к теракту в Западном Берлине. Но тогда Каддафи остался у власти. Спустя два года после Взрыва Boeing 747 над Локерби, в котором обвинили Ливию, были введены санкции. И потребовался длительный период, прежде чем США во второй раз пришли на ливийскую территорию в 2011 году, не встретив никакой решительной реакции со стороны России, которая при голосовании в Совете Безопасности воздержалась, тем самым не воспрепятствовала вторжению в Ливию. И снова обвинения в международном терроризме, вторжение в страну, физическое уничтожение лидера государства, хаос и разруха. В Сирии апробируется та же стратегия. Если в
В-четвертых , резолюция Совета Безопасности ООН, одобренная в том числе и Россией, дает четкое указание на то, что решение сирийского кризиса лежит в плоскости политического урегулирования, когда дальнейшую судьбу государства определит сирийский народ. Иными словами, Россия пошла на поводу западных стран, которые отказались признавать легитимность президентских выборов, состоявшихся в 2014 году. Согласно их результатам Б. Асад набрал 88,7% голосов. Если бы позиция России была на самом деле просирийской, то о следующих выборах можно было бы говорить только в 2021 году, когда закончился бы очередной президентский срок. Но вместо этого мы настаиваем на новых выборах, результат которых очевидно будет признан только в том случае, если президентом Сирии станет не Б. Асад. По факту — это сценарий государственного переворота, поскольку Б. Асад не будет допущен в качестве кандидата на выборы.
В резолюции по Сирии № 2258 значится, что «некоторые из нарушений и посягательств, совершенных в Сирии, могут квалифицироваться как военные преступления и преступления против человечности», что дает основания опасаться, что именно такая формулировка в конечном итоге и станет доминирующей при определении военной операции сирийских войск.
Основные посылы резолюции № 2254 следующие: без политического урегулирования ситуация продолжит ухудшаться, будущее Сирии определит сам сирийский народ, переговоры по политическому процессу должны начаться в январе 2016 года. В резолюции зафиксирован шестимесячный срок, в течение которого должен быть осуществлен переход к заслуживающему доверия, инклюзивному правлению на внеконфессиональной основе, а также разработан график и процедуры разработки проекта новой конституции, на основе которой уже будут проведены справедливые выборы в
Принятие резолюции еще не означает исполнения конкретных действий и утрату Б. Асадом власти, но тот факт, что Россия поддержала резолюцию в подобном виде, указывает на то, что Б. Асада российское руководство рассматривает как временное явление. И ситуация парадоксальна — поддержкой резолюции мы фактически не признаем итоги президентских выборов 2014 года, иначе зачем новые выборы, то есть ставим под сомнение легитимность действующего главы государства. Но в то же время, обосновывая свое право нахождения на сирийской территории, указываем на законное приглашение главы государства, легитимного сирийского лидера.
Рассуждая о величии и могуществе российской армии, поддаваясь пропагандистскому воздействию, что страна
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Фильм «Миропорядок» как зеркало российской действительности
Внешнеполитический аспект в Послании Президента на 2016 год
Сирийский исход: попранные обещания народу
Сирия — краеугольный камень российской дипломатии
Разногласия «партнеров» по Сирии
Россия-Сирия и постсоветское пространство
Вернуться на главную