
Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко
Россия по-прежнему остается для Украины страной, «временно оккупировавшей ее территории». Она все так же неофициально «спонсирует» силы в Новороссии. Против нее принимается закон о санкциях. Но только санкции всерьез не вводятся. Более того, вступление в силу ставшего предметом дискуссий и выведшего на майдан сторонников евроинтеграции Договора об ассоциации Украины с ЕС в ходе недавнего совещания было решено отложить.
В чем причина?
Затяжной конфликт на Украине стал угрожать непосредственно интересам ЕС (возникла угроза срыва транзита газа). Именно поэтому с целью погашения острой фазы конфликта принимается решение снизить уровень претензий, то есть нивелировать основной фактор, побуждающий Россию негласно влиять на ситуацию в юго-восточных регионах. Этот прием уже был испробован Западом и ранее, когда с целью устранения раскола в украинском обществе закон о языке все же был отменен, несмотря на то, что политическая элита Киева явно не желала идти на данный шаг. История повторяется вновь и здесь. Устранив основной источник недовольства для России (немедленное вступление в силу Договора об экономической ассоциации с ЕС, а значит и беспошлинное поступление европейских товаров на украинский рынок), Запад рассчитывал на смягчение позиций российской стороны, что и произошло в рамках переговоров в Минске. Это подтверждает и то, что в телефонном разговоре украинского и российского президентов 9 сентября в неразрывной связи обсуждались два вопроса – «важность обеспечения сторонами внутриукраинского конфликта устойчивого режима прекращения огня на юго-востоке страны» и продолжение работы «на различных уровнях по решению вопросов, возникших в контексте заключения Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС» (официальное сообщение Кремля).
Очевидно,
что экономическая составляющая договора для ЕС никогда не была первостепенной.
Во-первых, поступление европейских товаров на украинский рынок, где покупательная
способность населения вследствие кризисных явлений и без того занижена, уже не
представляет интереса для Европы. Украина как рынок сбыта оказалась
малопригодной для дорогих европейских товаров. Во-вторых, введение запрета на
импорт европейского продовольствия еще более ужесточило контроль на
российско-украинской границе, к этому стоит добавить и полный запрет некоторых
видов продовольствия. В итоге использование Украины как страны-транзита для
европейских товаров уже тоже маловероятно.
Главная задача, которая стояла перед процессом ассоциации Украины с ЕС – это оторвать Украину от русского цивилизационного пространства, не допустить собирания земель постсоветского пространства пока на основе экономического базиса (ЗСТ, Таможенный союз, Евразийский экономический союз), а затем на основе единства цивилизационных ценностей.
В таком случае присоединение Украины к Зоне свободной торговли в
2012 году уже стало рассматриваться Западом как первый шаг на пути восстановления
пространства Русского мира. Однако выиграв битву за «умы» украинцев, которые в
большей степени уже настроены антироссийски, избрав курс на евроинтеграцию,
обременять себя тяжелой экономической ношей, какой является ослабленная и
разрозненная Украина, в Европе не собирались. Поэтому и было решено временно отложить
вступление в силу этого договора, поскольку в случае обнуления пошлин Украиной на европейские товары, Россия
предприняла бы защитные меры: повышение
пошлин на украинские товары (сейчас они для Украины как члена Зоны свободной
торговли понижены), введение дополнительных фитосанитарных барьеров (стандарты
качества разные). Тогда бы для Украины, чей торговый оборот с Россией составил
27,3% в 2013 году, это было бы дополнительным ударом по падающей экономике.
Всего в списке товаров, для которых была бы введена пошлина, более сотни
позиций. Это в том числе продукты питания, химической и металлургической
промышленности, некоторые предметы бытовой техники, товары строительной
отрасли.
То, что эти меры непременно последуют, доказал пример с Молдавией, уже ратифицировавшей договор об ассоциации с ЕС, для товаров которой с 1 сентября отменены нулевые ставки пошлин на ввоз в Россию. ЕС уже частично ощутил на себе тяжесть обременения проблемами украинской экономики. Так, восточноевропейские страны, которые стали осуществлять реверс газа на Украину, уже столкнулись с тем, что Газпром снизил им суточные объемы поставок.
Незначительные кредиты, которые Запад вливает в украинскую экономику, только свидетельство тому, что серьезной финансовой помощи Украине ждать не стоит. Проблемы ее экономического развития не станут обязательствами, которые на себя возьмет Европейский Союз.
Россия и Украина втянуты в сложную геополитическую игру, участники которой преследуют главную цель - разрыв связей между странами, откол Украины от Русского мира и присоединение ее к цивилизационно чуждому ей в основном Западу, максимальное истощение России в санкционной войне (новые санкции введены 12 сентября, когда было объявлено об отсрочке вступления ассоциации в силу) при минимизации угроз жизнеобеспечения Европы (стабильность энергетических поставок).
Вернуться на главную